«Пушинка на ветру»: жизненные перипетии и несбывшиеся мечты несравненной Анны Павловой
Вся жизнь несравненной Анны Павловой, одной из самых красивых и обаятельных русских балерин, обладающей удивительной легкостью и грацией, была подчинена танцу. Ее боготворили, ею восхищались. Видимо, она и родилась для того, чтобы танцевать, и само вдохновение жило в ней. «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!», — говорил балетный критик Андрей Левинсон.
Есть такое известное изречение — «Судьба- это характер». Решительный и волевой характер Анны Павловой, от природы мягкой и застенчивой, проявился уже с детских лет. Маленькая девочка из бедной семьи, чудом попавшая в Мариинский театр и увидевшая спектакль «Спящая Красавица», твердо заявила, что тоже будет танцевать и непременно лучше всех. И с этого дня Анна буквально «заболела» танцами и балетом, с мечтами о них она засыпала и просыпалась, и, в конце концов, уговорила мать отдать ее в балетную школу. Правда, с первого раза поступить туда не получилось, поскольку она была уж очень маленькой, худенькой и имела болезненный вид, но спустя два года Анну все-таки приняли. Знаменитый Мариус Петипа сказал о ней: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
Потянулись 9 лет учебы и спартанской жизни, подчиненной строжайшей дисциплине, в которой не было места лени. И Анна не щадила себя. За ее хрупким телосложением скрывались огромная внутренняя энергия, целеустремленность и сила воли. Она, не замечая трудностей, видела лишь свою мечту и шла к ней.Сразу по окончании училища Анна вошла в труппу Мариинского театра, в котором протанцевала 10 лет. Здесь она под покровительством короля хореографии Мариуса Петипа шаг за шагом продолжала постигать тайны мастерства. Гибкая и грациозная, с выразительной мимикой, она превосходила всех своей легкостью и воздушностью. «Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит»- так описывали в те годы Анну Павлову.Особенно удачными были две ее партии – Никия в «Баядерке» и Жизель, образы, наполненные глубоким психологизмом. «Я хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому». Однако в рамках академического балета сделать это было не всегда возможно.
В 1907 году Николай Фокин по просьбе Анны поставил для нее небольшую концертную композицию, длящуюся всего 130 секунд — безмятежно плывущий лебедь на непривычно пустой, без всяких декораций, сцене — под очень красивую музыку Сен-Санса. Но Анна, добавив сцену безвременной гибели лебедя, превратила номер в «Умирающего лебедя», шедевр, обессмертивший ее имя. В дальнейшем, исполняя танец, она прикрепляла на свой белоснежный костюм лебедя рубиновую брошь, символизирующую рану, брошь ей подарили после первого выступления. Успех этой знаменитой во всем мире композиции связан не столько с очень сложным техническим ее исполнением, сколько с одухотворенностью и возвышенностью самого танца, великолепно переданными балериной. Когда Сен-Санс увидел этот танец, он сказал Анне: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
Знаменитый антрепренёр Сергей Дягилев набирал труппу для своих «Русских сезонов, в которую вначале входили исключительно оперные певцы, для гастролей в Европе. Павлова предложила ему пополнить труппу артистами балета. Дягилев, не уверенный в том, что европейцам может понравиться русский балет, долго раздумывал, но потом все же согласился и взял в свою труппу троих артистов — Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского и Анну Павлову, решив посмотреть, что из этого выйдет. А вышел – оглушительный триумф! А великолепный портрет Анны Павловой, написанный Валентином Серовым, стал эмблемой «Русских сезонов».
«Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…» — это все о ней...Дягилев, окрыленный успехом, начал заключать новые контракты, но неожиданно Павлова объявила, что увольняется из театра и уходит из труппы, объяснив это тем, что самостоятельно уже заключила контракт с лондонским агентством. Переубедить ее никому не удалось.По условиям контракта, заключенного Павловой, труппа, которую она самостоятельно набрала в основном из русских артистов, должна была целый год ежедневно давать по два концерта, что было очень тяжело. Но Анна выполнила все условия контракта, а потом продолжила уже самостоятельные гастроли, побывав в самых отдаленных уголках, где люди даже не слышали о балете.Большим поклонником Анны Павловой был Чарли Чаплин, познакомились они на одном из банкетов в ее честь.
Одной из причин, побудивших Анну начать самостоятельную гастрольную деятельность явилось то, что она чувствовала в себе стремление и возможности изменить в балете устоявшиеся каноны, обогатить хореографию новыми формами, предоставив свободу и в выборе костюмов.
Анна Павлова исполняет хореографическую миниатюру «Калифорнийский мак».Но была и еще одна причина, личного плана. Заработанные на гастролях деньги она потратила на то, чтобы внести залог, вызволить из тюрьмы и погасить долги человека, с которым ее связывали близкие отношения – Виктора Дандре. И хотя ему нельзя было уезжать из России, Виктор все-таки уехал в Англию. Анна, выступив в России в 1913 году, тоже навсегда покинула ее.
Вскоре они с Виктором поженились и поселились в Лондоне, в поместье Айви-Хауз, в пруду которого плавали любимые Анной лебеди, среди которых был особо любимый ею гордый красавец Джон, который без опаски повсюду сопровождал свою хозяйку, ходя за ней по саду, словно собака.
Но когда Анну, так и оставшуюся во всем русской, спрашивали, где бы она больше всего хотела жить, она всегда отвечала: «где-нибудь в России…», но это было невозможно, ведь въезд в Россию теперь им был запрещен.Зимой 1931 года, гастролируя в Голландии, Анна простудилась и заболела пневмонией. Срочная операция могла бы спасти ей жизнь, но после нее Анна вряд ли смогла бы танцевать. А это, конечно, для нее было неприемлимо, она волновалась лишь по поводу предстоящих выступлений. И, проболев всего пять дней, Анна Павлова умерла. Похоронили ее в Лондоне. По легенде, последними ее словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя».