Юрий Соломин: почему знаменитый актер перестал сниматься в кино
18 июня исполнилось 83 года известному актеру театра и кино, режиссеру, педагогу, общественному деятелю, художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину. К сожалению, в последнее время его редко можно увидеть на экранах – у него есть причины отказываться от большинства ролей, которые ему предлагают современные режиссеры…
Юрий Соломин родился в 1935 г. в Чите в семье музыкантов – его родители были педагогами и руководили самодеятельностью в Доме пионеров. По их стопам сыновья не пошли – оба были увлечены театром и кино. В 14 лет Юрий увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», который настолько его впечатлил, что он дал себе обещание во что бы то ни стало попасть на сцену этого прославленного театра. И хотя родители мечтали о том, чтобы он стал музыкантов или хирургом, они не стали препятствовать его выбору.
В 1953 г. отец привез Юрия из Читы в Москву, чтобы тот поступил в Театральное училище имени Щепкина. Курс тогда набирала знаменитая артистка Вера Пашенная, которая стала для Соломина настоящей путеводной звездой. Он успешно прошел два тура, как тут у отца украли все деньги, и оставаться в Москве они больше не могли. Тогда Юрий пошел ва-банк: он явился к Пашенной и заявил, что либо его принимают после двух туров, либо ему придется тут же вернуться в родной город. Как ни удивительно, несмотря на такую неслыханную дерзость абитуриента, Пашенная согласилась его зачислить после двух туров. Так Соломин стал студентом театрального училища, а после окончания учебы его приняли в труппу Малого театра.
Кинодебют Юрия Соломина состоялся в 1959 г., и это произошло тоже благодаря участию Веры Пашенной – она порекомендовала режиссеру Анненскому попробовать молодого актера на одну из ролей в картине «Бессонная ночь». А спустя 9 лет фильм с участием Соломина – «Сильные духом» – стал лидером проката в СССР: его тогда посмотрели 55 млн зрителей. Увидев Соломина в этом фильме, режиссер Евгений Ташков решил пригласить его без проб на главную роль в свой телесериал «Адъютант его превосходительства».
Роль капитана Кольцова стала для Юрия Соломина знаковой и принесла ему всесоюзную популярность. Телесериал «Адъютант его превосходительства» вышел на экраны в 1972 г. и имел невероятный успех у зрителей. Об этой роли актер рассказывал: «Для меня в этом фильме все могло сложиться иначе. Первоначально на роль разведчика Кольцова утвердили Михаила Ножкина, а я должен был сыграть роль белогвардейского офицера. Ничего удивительного: фактуре главного героя я совершенно не соответствовал! Он должен быть высоким блондином с голубыми глазами, но режиссер Ташков все же попросил меня попробоваться на роль. И остался доволен, в отличие от тех, кто «наверху» ни в какую не соглашался меня утверждать. Ташков шесть или семь раз официально предлагал мою кандидатуру – и таки добился своего!». В 1970-е гг. Соломин стал одним из самых снимаемых актеров. А вскоре он попробовал свои силы и в качестве режиссера.
В 1990 г. Соломину предложили занять пост министра культуры. Об этом опыте он позже рассказывал: «Некоторые потом думали, что это я для себя занял этот пост. Но когда я стал министром, мне ничего не надо было… За моим «министерством» стояло нечто иное, нежели желание властвовать. К власти в культуре приходили и приходят люди, которые никакого отношения к ней не имеют. В медицине или, скажем, черной металлургии нужно специальное образование, а в искусстве у нас все разбираются. Мне хотелось оказать профессиональную помощь, ведь культура – это не пустячки, как некоторые считают, а, может быть, самое главное в жизни… К сожалению, я проработал на министерском посту всего полтора года. У меня, наверное, характер дурной. Я имею глупость не соглашаться с тем, что меня не устраивает. И когда я понял, что отношение государства к культуре не смогу изменить, я сразу подал заявление об уходе. Сложно иметь дело с непрофессионалами…».
В 1988 г. Соломин стал художественным руководителем Малого театра, которому посвятил всю свою жизнь. В 1990-х гг. Юрий Соломин снимался, в основном, в телеверсиях спектаклей своего театра, а в начале 2000-х гг. и вовсе пропал с экранов. С тех пор он снимался крайне редко, хотя предложения от режиссеров ему поступали регулярно.
Свою позицию актер объясняет так: «Мне всё время предлагают роли в кино. От многих я отказываюсь – не хочу тратить время и энергию на заезженное клише из ментов, олигархов и их любовниц. Есть и очень хорошие сценарии. Но на такие, как правило, у руководства и TV нет денег. Гнетёт ощущение, что кинематограф Феллини, Бергмана, Куросавы, Тарковского умер. Ему на смену явился серийный андеграунд, где снимают спальню через замочную скважину…
ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ